Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Предприятия ОДК ремонтируют и выпускают детали и агрегаты двигателей для действующего парка «Суперджетов»

Специалисты входящей в Ростех Объединенной двигателестроительной корпорации освоили новые виды ремонта российско-французских двигателей SaM146 и выпуск альтернативных комплектующих для них. Об успехах импортозамещения в ремонте авиадвигателей шла речь на встрече с авиакомпаниями «Аэрофлот», «Россия», «Азимут», «Ред Вингс», «Ямал», «Газпромавиа», «ИрАэро», «Северсталь - Авиа» на базе пермского предприятия ОДК-СТАР. Мероприятие прошло при содействии Пермского РО СоюзМаш России.

Разработки идут в соответствии с перечнем наиболее критичных изделий, который был сформирован совместно с эксплуатантами самолетов «Суперджет-100», чтобы поддержать летную годность действующего парка авиалайнеров в условиях санкций. С 2022 года французская компания Safran, в партнерстве с которой создавался SaM146, отказалась от сотрудничества и прекратила сервисную поддержку двигателей этого типа. 

Как сообщил главный конструктор по системам автоматического управления (САУ) авиационных двигателей ОДК-СТАР Николай Данилов, предприятие осуществляет серийный модульный ремонт агрегатов электронного блока управления двигателя (Engine Control Unit, ECU) SaM146. Сейчас стоит другая серьезная задача – освоить серийный компонентный ремонт ECU. Он предполагает замену вышедших из строя компонентов: микросхем, транзисторов, диодов и других электрорадиоизделий. 

Специалисты рыбинского предприятия ОДК-Сатурн разработали и освоили ремонт 10 критичных изделий, внесли свыше 74 изменений в типовую конструкцию двигателя. В 2023 году в эксплуатацию были введены свеча зажигания и топливный фильтр альтернативной конструкции. На данный момент в авиакомпании передано свыше 5 700 импортозамещенных свечей зажигания и 520 топливных фильтров. В 2025 году специалисты ОДК-Сатурн уже выполнили 33 ремонта двигателей SaM146, а с 2022 года - более 150. 

Кроме того, на ОДК-Сатурн был выполнен комплекс сертификационных работ по увеличению назначенного ресурса основных деталей двигателя SaM146, что позволило увеличить ресурс двигателя в среднем на 2 000 полетных циклов. 

Представители авиакомпаний посетили на ОДК-СТАР цеха гидромеханических и электронных агрегатов, ознакомились с работой нового испытательного оборудования. Программное обеспечение для тестов оттачивалось на базе производителя самолетов – в компании «Яковлев» – с помощью стенда e-Bird («электронная птица»), имитирующего работу всех систем «Суперджета 100» в условиях эксплуатации. 

«Радует, что в России существуют такие высокотехнологичные предприятия, где работают квалифицированные сотрудники. Мы прошли по цехам – приятно видеть большое количество молодежи. Очень грамотно организовано производство, учтены все необходимые требования к обслуживанию и ремонту изделий. Не сомневаюсь, что наше дальнейшее сотрудничество сложится успешно», – рассказал начальник цеха технического обслуживания цифрового и аналогового оборудования службы ТОиР компонентов ВС ПАО «Аэрофлот» Дмитрий Хохлов

Работы по поддержанию летной годности действующего парка «Сухой Суперджет 100» ведутся параллельно с созданием полностью импортозамещенной версии самолета с новой отечественной силовой установкой ПД-8 разработки ОДК-Сатурн. 

«Развитие российского авиапрома, снижение зависимости от зарубежных материалов и комплектующих – важнейшая задача, которая стоит сегодня перед отечественной промышленностью. ОДК-СТАР решает актуальные вопросы, связанные с импортозамещением и производством комплектующих для авиадвигателей иностранного производства. При этом мы делаем все, что в наших силах, для скорейшей сертификации российского двигателя ПД-8, который полностью заменит SaM146», – прокомментировал управляющий директор ОДК-СТАР, председатель Пермского реготделения Союза машиностроителей России Сергей Попов.